Про кибернетическую долину, мягкую роботизацию и прозрачного человека

Добрый день!
Друзья, я продолжаю просматривать немецкую прессу на предмет экономики и новых технологий. Сегодня предлагаю вашему вниманию публикацию из Франкфуртер Альгемайне Цайтунг в моем переводе.
Тому кто хочет развенчать миф о роботах, достаточно взять в руки сырое куриное яйцо. Сколько возможностей движения имеет рука, которая держит яйцо - задался вопросом Кай Аррас, двигая суставы пальцев во всех возможных направлениях. После небольшой практики вы понимаете сколько сил надо потратить, чтобы разбить и не раздавить простое яйцо. Для таких исследователей как Аррас это не признак неадекватности машин, а задача по использованию искусственного интеллекта также и в сфере двигательной активности. Его команда работает в компании Бош над так называемой "мягкой робототехникой", способной совершать мелкие операции точно, как бы с чувством.
Если когда-нибудь появятся роботы, способные разделять желток и белок также легко и элегантно как бабушка на кухне, то вполне возможно, что необходимые знания и опыт они получат в Кибернетической Долине. Сейчас это название вряд ли кому-нибудь известно. Но инициаторы проекта надеются, что однажды Кибернетическая долина станет таким же узнаваемым брендом как и Кремниевая, став при этом центром искусственного интеллекта.

Автономное вождение это уже стандарт

Кибернетическая долина должна возникнут там, где сейчас располагается центр автомобильной промышленности - в Штутгарте. В оптимизме нет недостатка. "Мы убеждены в том, что здесь может возникнуть точка доступа (Hotspot) для академических знаний для лучших умов мира завтрашнего дня в области искусственного интеллекта", сказал премьер-министр земли Баден-Вюртенбер Винфред Кречман на открытии Кибернетической долины в декабре. "Наша цель - строить не только самые лучшие, но и самые умные (schlausten) машины". Несколькими месяцами ранее, Кречман, представитель партии зеленых, увлеченный инновациями, гордо сидел на пассажирском кресле грузовика, который ехал без водителя по загруженной трассе А8, - полностью полагаясь на возможности техники.
Между тем автономное вождение по трассе уже не рассматривается как нечто особенно сложное. Почти еженедельно приходят сообщения, что вскорости автомобиль в условиях реального дорожного движения сможет совершать все операции самостоятельно - будучи оснащен искусственным мозгом, который быстро учится распознавать миллионы дорожных ситуаций, в которых следует тормозить или наоборот набирать скорость, найти новый маршрут или пропустить пешехода, пересекающего улицу.

Фейсбук тоже в доле

"Автомобили станут первым значимым продуктом массового производства, который привнесет искусственный интеллект в повседневную жизнь",  ожидает Матиас Трёдле. По заданию Института Макса Планка он координирует деятельность интеллектуальных систем в Кибернетической долине.
Автомобильная промышленность, которая в настоящее время инвестирует миллиарды в разработку технологии автономного вождения, принадлежит к основным спонсорам Кибернетической долины. С одной стороны это автопроизводители Даймлер, Порше и БМВ, с другой - поставщики автокомплектующих ЦФ и Бош.
Единственное имя, которое выпадает из этого ряда промышленных гигантов - это Фейсбук. Но участие этого американского концерна это многообещающий сигнал, означающий открытость к сотрудничеству не только в рамках автомобильной промышленности и не только в границах Баден-Вюртенберга. Это также указывает на заметный интерес к Кибернетической долине в ведущих сферах современных IT-технологий. "Исследовательская лаборатория Фейсбука, ранее располагавшаяся в Нью-Йорке и Париже, является лидером по исследованию и разработке технологии глубинного обучения (Deep Learning)", говорит Трёдле. Глубинное обучение - этот один из методов искусственного интеллекта, который моделирует деятельность нейронных сетей человеческого мозга. Каждый из нас уже сталкивался с работой этого метода, обнаруживая рекламные объявления, удивительно хорошо соответствующие своим потребностям, на своей странице в социальных сетях.

И другие сферы помимо автомобильной промышленности

Кибернетическая долина никогда не станет чисто автомобильной, несмотря на то, что основные спонсоры этого проекта зарабатывают большую часть своей прибыли на дизельной технологии. То, что исследуется в сфере искусственного интеллекта может оказаться полезным для автомобилестроения, но в тоже время легко переносится в другие области применения. Фирма Бош видит себя в качестве бенефициара этого технологического развития, воспользовавшись преимуществами диверсификации: новые модели газонокосилок и пылесосов могут разрабатываться с использованием алгоритмов, опробованных в сфере автономного вождения.
Проект Кибернетической долины находит одобрение и в других отраслях. "Он делает Германию привлекательной для талантливых людей", говорит Ульрих Симон, который занимается исследованиями и разработками в концерне Цейс. В частности он видит перспективы в сфере оптики и фотоэлектричества: "Например, мы рассматриваем приложения, которые распознают отклонения и аномалии в большом числе диагностируемых изображений, которые найдут применение в медицине или в промышленном контроле качества".

Продвижение молодых талантов

"Уже подали заявки десятки компаний, многие с конкретными предложениями сотрудничества", говорит Трёдле, довольный уже возникшей обратной связью. "Мы хотим привести в движение лавину" (Wir wollen eine Lawine ins Rollen bringen), таковы его претензии. Деньги из экономики нужны для этого также как и возникающая таким образом сеть, которая принесет пользу основателям проекта. Академические исследовательские группы (Nachwuchsgruppen) следует поощрять к поиску тех областей исследования, которые затем будут целенаправленно поддерживаться спонсорами Кибернетической долины.
"Здесь не будет ничего тривиального", уверен Ясер Джейдиди директор по исследованиям в Бошевском центре искусственного интеллекта. В таких группах ищутся самые сложные задачи. То, что кажется неразрешимым заслуживает наибольшего интереса".

Большие данные и прозрачный человек

Но ведь уже существуют подобные сообщества в таких городах как Берлин и Тель-Авив? Однако Трёдле уверен в перспективах Кибердолины. "Для стартапа важно найти клиентов. Тут мы сможем сыграть на преимуществах нашего месторасположения". При всех тех надеждах на будущее, которые проявляют власти Баден-Вюртенберга, имеют место и опасения. "Все имеет побочное действие, признается Кречман в интервью Франкфуртер Альгемайне Цайтунг. "В мире, где манипулируют выборами, где будут раскрыты все секреты путем интерпретации потребительского поведения, - в таком мире я жить не хочу", сказал он подразумевая оборотную сторону дигитализации.
Поэтому, обращаясь к сооснователям проекта, он выражает еще одно уже не экономическое пожелание: "Надо изучить, как можно можно использовать технологию больших данных (Big Data), не становясь для нее полностью прозрачными".
Полностью статью про кибердолину в Штутгарте можно почитать здесь

Comments

Popular posts from this blog

Как дурят народ на улицах Калининграда

How to increase AdSense-Earnings at Blogspot?

On the environmental situation in Kaliningrad